ИГХТУ – это вуз, в котором ЗНАНИЕ и НАУКА представляют единое целое – НАУКА-ЗНАНИЕ

25.11.2022

Изображение материала
Кудин Лев Семенович

Доктор химических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки и образования (РАЕ), основатель научной школы (РАЕ), Лауреат Всероссийского конкурса 1982/1983 учебного года на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, декан факультета неорганической химии и технологии ИГХТУ (1999-2012 гг.), профессор кафедры физики Ивановского государственного химико-технологического университета

"ИГХТУ – это вуз, в котором ЗНАНИЕ и НАУКА представляют единое целое – НАУКА-ЗНАНИЕ"

Афоризм «Знание есть сила» (scientia est potentia) приписывают сэру Фрэнсису Бэкону, а науку я бы определил как способ реализации знаний в жизни человека, направленную на благо человечества. ИГХТУ – именно тот вуз, в котором ЗНАНИЕ и НАУКА представляют единое целое, – НАУКА-ЗНАНИЕ.

Л.С. Кудин

Почему Вы выбрали для получения высшего образования именно ИХТИ?

Я учился в школе в «хрущевский период» (1954 -1965 гг.) и хорошо запомнил лозунг Никиты Сергеевича: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства». Не знаю, сыграла ли какую-то роль добавка Н. С. Хрущева к лозунгу В.И. Ленина, но так или иначе в школе я заинтересовался химией. И этот интригующий интерес был инициирован, в первую очередь, нашей учительницей по химии Антониной Ивановной Зайцевой (школьники прозвали ее «молекулой»), которая рассказывала нам много интересного о химии, помимо школьной программы.

Она персонально готовила меня к школьным олимпиадам районного и областного уровня, на которых я нередко занимал призовые места. Уже к десятому классу, начитавшись различной научно-художественной литературы типа «Неизбежность странного мира» (Д. Данин), «Иду на грозу» (Д. Гранин) и других, ощутил желание стать ученым и даже определил область науки – радиационная химия. В справочнике для поступающих такое направление подготовки я нашел в Московском химико-технологическом институте (МХТИ) имени Д. И. Менделеева и поэтому решил поступать именно туда.

Мои родители: мама – заслуженный врач РФ, папа – первоначально был фельдшером, а затем переучился на рентгенолога, склоняли меня к медицине, но так и не смогли убедить меня в этом и, в конце концов, не стали возражать. В течение двух лет (10 - 11 класс) я с воодушевлением учился дополнительно в МХТИ на заочно-подготовительных курсах. Но, к величайшему сожалению, моим планам не суждено было реализоваться. Когда я после окончания школы приехал подавать документы в МХТИ, то в приемной комиссии мне сказали, что ввиду отсутствия мест в общежитии мы в этом году иногородних не принимаем. Собственно, по этой причине я и оказался в Ивановском химико-технологическом институте. Поскольку я был медалистом, то мне было достаточно сдать на отлично один экзамен. Первым экзаменом у меня была физика, и у меня это получилось. Радостный, я побежал в приемную комиссию сообщить результат. Там в тот момент оказался ректор ИХТИ Капитон Николаевич Белоногов, который поздравил с успешным поступлением и даже пожал мне руку. Я с гордостью сообщил потом об этом своим родителям. Между прочим, в ИХТИ мне также не предоставили общежитие, и я почти два года жил на частной квартире. Вот так.

        Я жизнь свою связал с университетом.
        Когда мне было 18, если уточнить,
        По юности поверив Менделееву совету
        Решил я твердо химии служить.

Что Вам запомнилось из студенческих лет?

Студенческие годы воспринимаются сейчас как самые прекрасные годы юности, пока ты еще не окунулся в реалии жизни и воспринимаешь все в розовом свете, и перед тобой, кажется, открываются неограниченные возможности познания мира. На первом курсе мы знакомились с новыми сверстниками, с новыми преподавателями, с новым укладом жизни, включающим не только учебный процесс, но спортивную и общественную жизнь, богатую различными мероприятиями.

Во время моей учебы был еще так называемый трудовой семестр, когда студенты всех курсов уезжали на один-полтора месяца в колхоз или в составе стройотрядов на различные стройки объектов народного хозяйства. Так что студенческая жизнь была, действительно, разнообразной. В колхозах студенты сплачивались, коллективизировались, лучше узнавали друг друга и одновременно получали трудовые навыки и опыт.

В спортивной и общественной жизни студенты проявляли свои индивидуальные качества. Сам я со школы всегда занимался спортом. Зимой это лыжи (я бегал по первому разряду), а летом игровые виды – это баскетбол, волейбол, футбол. У нас в селе Майдаково (Палехский район) был хороший стадион, с беговыми дорожками, площадками и даже трибунами, где ребята проводили очень много времени. В студенческие годы и уже после окончания института, будучи преподавателем, я также продолжал заниматься спортом, участвуя до семидесяти лет в различных соревнованиях.

В учебном процессе мы получали новые фундаментальные и профессиональные знания, проходя различные курсы и различные виды практик на предприятиях. Первую практику я проходил в Ельце на заводе «Эльта» по производству кинескопов, а вторую на электроламповом заводе «Светлана» в Ленинграде.

На первых курсах базовыми предметами были математика, химия, физика-аналитика. Курс качественного анализа мне тогда очень нравился. Лабораторию у нас вела Вера Ивановна Шорохова. Лабораторные занятия длились по 6 часов, но приходилось приходить дополнительно, поскольку не всегда удавалось правильно идентифицировать качественный состав исследуемого образца. Физику у нас вел Абрам Соломонович Свердлин – очень спокойный, доброжелательный, уважительно относящийся к студентам преподаватель. Он мне нравился. На старших курсах появились новые химические дисциплины: органика, физическая и коллоидная химия, общая химическая технология, специальные предметы и др. По физической химии лекции нам читал Константин Соломонович Краснов. Именно этот курс, по существу, и определил мою дальнейшую судьбу.

Кто были Ваши учителя?

В школе наибольшее влияние на меня оказала учительница по химии Антонина Ивановна Зайцева и Алексей Иванович Кузнецов – учитель по физкультуре, который привил мне любовь к спорту на всю жизнь.

В университете – это, конечно же, Константин Соломонович Краснов - неординарный ученый с мировым именем, талантливый педагог с непререкаемым авторитетом, мудрый и прекрасный организатор, глубокий интеллигент, относящийся с исключительным уважением к другим, чуткий и отзывчивый, чрезвычайно ответственный за свои действия и поступки, высоко эрудированный, обладающий энциклопедическими знаниями и прекрасный собеседник, с которым одинаково интересно разговаривать на любую тему: будь то физическая химия, физика, философия, поэзия, литература, религия, история государства Российского и т.д. Я всегда поражался его феноменальной памяти – он часто цитировал Гете (на немецком языке), Салтыкова-Щедрина, Маяковского, Шевченко, Пушкина, Тютчева и многих других. Посещение театров было одним из любимейших его увлечений. Я не помню ни одной его поездки в Москву, какой бы деловой она ни была, чтобы он не нашел времени посетить какой-либо театр. Он любил природу и всегда с удовольствием выезжал зимой за город на лыжные прогулки, а летом часто просто так прогуливался по парку.

Я счастлив тем, что мне случилось проработать с ним более 55 лет, и благодарен ему за то, что он смог любовь к науке мне привить и бескорыстно ей служить.

Изображение материала
Профессор К.С. Краснов

В память о нем я написал следующее стихотворение:

УЖ ГОД ПРОШЕЛ…

“Не смейте забывать учителей”
А. Дементьев

Уж год прошел, как Вас не стало…
Но памяти воспоминания свежи:
Ваш добрый взгляд чуть-чуть усталый
И легкое пожатие руки...
И страстное желанье повидать
«Своих ребят», чтоб поболтать
О жизни, о стихах, о бытии,
Чтоб окунуться в забытье
И отойти от той реальности, что вдруг
На Вас нежданно навалилась, как недуг.
Уж год прошел, как Вас не стало…
Но живы Вы в сердцах коллег.
Хоть дел свершилось и немало,
Но только нет душевных тех бесед,
С которыми так часто мы, бывало,
Приятно проводили много лет.
Уж год прошел, как Вас не стало…
Но Ваши мысли и труды,
Пожалуй, только актуальней стали
И ценности своей отнюдь не потеряли,
Поскольку мудростью они –
Великой обладали,
И нам сейчас особенно важны.
Уж год прошел, как Вас не стало…
о все мы вновь здесь собрались,
Чтобы воздать Вам честь и славу,
Которой Вы владеете по праву
Как человек прекраснейшей души,
Как педагог, скромнейший от природы,
И как талантливый ученый,
Прошедший грозный смерч войны.
И скажем Вам: “Учитель, спи спокойно,
И пухом пусть земля окажется для Вас.
Из этой жизни Вы ушли достойно,
И в вечной памяти останетесь у нас”.

                                                                  ЛС
                                                                  4 декабря 2003

В области масс-спектрометрии своим учителем я считаю Льва Николаевича Горохова (ИВТАН, Москва) – выдающегося ученого с мировым именем, который, по существу, был отцом отечественной масс-спектрометрии. Это был чрезвычайно интеллигентный, доброжелательный человек с тонким юмором.  Впервые я познакомился с ним в 1968 г., когда он по приглашению Константина Соломоновича приехал к нам в институт и прочитал лекцию по масс-спектрометрии. Затем на пятом курсе я выполнял дипломную квалификационную работу в ИВТАН в его лаборатории.

После окончания университета я стажировался в его лаборатории еще целый год и, по существу, там начал свои исследования по диссертации, тема которой была согласована им с Константином Соломоновичем и связана была с исследованием ионного состава равновесного пара над различными неорганическими соединениями. Для лаборатории это была новая тематика, которой еще никто не занимался.

Мы работали вместе с Леней Готкисом и хорошо вписались в коллектив лаборатории. Наши научные контакты и теплые дружеские отношения поддерживались в течение всей жизни. В 1986 г. я еще раз был направлен на стажировку в ИВТАН для проведения совместных исследований. Поэтому ИВТАН стал для меня почти вторым родным домом. Несколько лет назад я получил приглашение войти в состав Совета по термодинамике, но ввиду большой занятости педагогической работой был вынужден отклонить это заманчивое предложение. Каждый раз, приезжая в Москву, я встречался со Львом Николаевичем либо в институте, либо даже у него на квартире, и мы подолгу вели продолжительные разговоры и дискуссии на разные темы.

Изображение материала
Российская конференция (с международным участием) по теплофизическим свойствам веществ (РКТС-15),
15 - 17 октября 2018 г. (Слева направо: Л.Н. Горохов, Е.Л. Осина, Л.С, Кудин)

В этом году Лев Николаевич покинул нашу бренную землю. По этому печальному событию, в память об этом удивительном человеке я написал следующие строки:

        Талантливый ученый от природы,
        Мудрейший, скромный педагог,
        Который заложить основы
        Познанья мира мне помог.
        По духу он родней отца родного
        Был и останется всегда,
        И позабыть ученого такого
        Нет! Невозможно никогда!
        Я счастлив тем, что мне случилось
        Общаться с ним так много лет,
        И всем хорошим, что свершилось,
        Ему обязан – в том секрета нет.
        Дорогой Лев Николаевич!
        Колени перед Вами преклонить хочу,
        Хоть в горле ком и слезы душат,
        Но тем не менее сегодня я скажу:
        «Учитель, спи спокойно,
        И пухом пусть земля окажется для Вас.
        Из этой жизни Вы ушли достойно,
        А мир иной пусть будет, как у нас».

ЛС
15 марта 2022

Изображение материала
Л. С. Кудин и Л. Н. Горохов.
188-th Meeting of the Electrochemical Society, Inc. Symposia
High Temperature Materials Chemistry VII”,
Oct. 8-13, Chicago, Illinois, 1995, USA

В плане повышения моей квалификации в области масс-спектрометрии не могу не отметить вклад моих итальянских коллег: проф. Джованни Де Мария, Джовани Балдуччи и Гвидо Джильи, с которыми я проработал в течение года в Римском университете и с которыми до сих пор нахожусь в хороших дружеских отношениях.

Изображение материала
Л.С. Кудин с профессором Джовани Де’Мария

Изображение материала
С профессором Джовани Балдуччи (справа)

А как Вы пришли в науку?

Началось это на третьем курсе, когда Константин Соломонович собрал небольшую группу студентов с нашего потока (Н.И. Глазкова, И.С. Готкис, Е.М. Старовойтов, В.Н. Пророков и я) и предложил нам заниматься научной работой. Для нас была составлена программа индивидуального обучения. Занятия проходили в виде научных семинаров, на которых обсуждались предварительно обговоренные темы по теоретической химии, атомной и молекулярной спектроскопии, теории симметрии, современным экспериментальным методам исследования. На них мы выступали с докладами и обменивались своими впечатлениями о том, о чем только что сами прочитали. Такие семинары проходили в свободной, нестандартной форме, как правило, в общежитии, на кафедре физической химии или часто даже на квартире у Константина Соломоновича в непринужденной обстановке, частенько за чашечкой чая. Для нас это было поистине самое прекрасное и интересное время. Практика проведения таких семинаров стала для нас привычной нормой и в дальнейшей нашей работе.

Изображение материала
Слева направо: 1 ряд – Н.И. Глазкова, Е.В. Морозов, студентка ИХТИ,  К.С. Краснов, Н.В. Филипенко,
2 ряд – И.Г. Соломоник, Е.М. Старовойтов, Л.С. Кудин, И.С. Готкис

Идея Константина Соломоновича состояла в том, чтобы создать в ИХТИ экспериментальную лабораторию, которая бы занималась проблемами формировавшейся в 50-х годах XIX века новой отрасли знания – химии высоких температур.

Капитон Николаевич горячо поддержал идею Константина Соломоновича. Более того, как заведующий кафедрой физической и коллоидной химии, он пообещал отдать под новую лабораторию одну из комнат кафедры (к. 195 на третьем этаже (сейчас ауд. 302, 72 м2)), которую сам планировал использовать в качестве лаборатории инструментального анализа. Это был поступок настоящего ученого, человека, поверившего в успех будущего дела и пожертвовавшего ради этого своими личными интересами.

Чтобы приобрести опыт и навыки экспериментальной работы, Константин Соломонович договорился с заведующим отделом термодинамики Института высоких температур, профессором Л.В. Гурвичем о годичной стажировке ребят в лабораториях ИВТАН.

И вот на пятом курсе, в сентябре 1969 г., мы, совсем еще юные, неоперившиеся птенцы, отправились в столицу нашей Родины в ИВТАН учиться и приобретать навыки будущих экспериментаторов. Так я и Леня Готкис попали в лабораторию масс-спектрометрии к проф. Льву Николаевичу Горохову. Здесь мы получили азы экспериментального искусства, задерживаясь в лаборатории, к удивлению москвичей, до позднего вечера. В ИВТАНе мы прошли прекрасную школу воспитания и приобщились к науке и научному творчеству. Именно здесь, на научных семинарах, мы познакомились с выдающимися учеными не только из России (В.Л. Тальрозе, Г.А. Семеновым, Л.Н. Сидоровым, О.Т. Никитиным, Г.И. Новиковым, Н.Л. Ярым-Агаевым и др.), но и зарубежными учеными: L. Brewer, W. Klemperer, J. Drowart, J. Margrave, D. Hildenbrand, J. Hastie, G. Rosenblatt, M. Farber, C. Alcock и др., которые были частыми гостями ИВТАНа и получили первую практику общения с мировыми знаменитостями. Не могу также не упомянуть других сотрудников лаборатории Льва Николаевича: Артура Васильевича Гусарова, Юрия Сергеевича Ходеева, Ивана Георгиевича Панченкова, с которыми я на протяжении всей жизни поддерживал научные контакты и теплые дружеские отношения. Все они очень яркие и разные люди, и каждый из них, обладая своими индивидуальными качествами и особенностями, сумел заложить во мне частичку самого себя, за что я им очень благодарен.

Изображение материала
Первый масс-спектрометр МХ1303

Неоценимую материально-техническую поддержку нам оказал В.Л. Климов (НИИПХ, г. Загорск), с которым был хорошо знаком Константин Соломонович и с которым на протяжении более, чем двадцать лет он вел хоздоговорные работы. Все фонды на масс-спектрометры, счетчики ионов и другие приборы «выбивал» нам через ВПК именно В.Л. Климов. Первый серийный масс-спектрометр МХ1303, предназначенный для работы с парами летучих жидкостей нефти и нефтепродуктов, мы приобрели зимой 1971 г. Для проведения высокотемпературных исследований необходимо было провести его модернизацию, для чего нужно было создать специальный источник ионов, модифицировать вакуумную систему и приобрести счетчик ионов. В приобретении счетчика ионов СИ-01 нам помог Лев Николаевич, который через своих знакомых организовал передачу нам этого прибора с баланса на баланс из московского института Стали и сплавов. Таким образом, приблизительно за полтора года прибор в основном был готов, чтобы запустить его в работу.

Изображение материала

Демонтаж масс-спектрометра

Здесь хотелось бы особо отметить, что пуск всех наших экспериментальных установок был бы невозможен, если бы в нашей лаборатории не было бы еще одного удивительного сотрудника, работа которого имела решающее значение для развития нашей тематики, – Юрия Федоровича Ревичева, учебного мастера нашей кафедры. Всю слесарно-токарную работу, необходимую для реконструкции серийных приборов и создания своих собственных разработок, выполнял этот чрезвычайно ответственный и исключительно исполнительный и добросовестный человек, мастер на все руки, наш «Левша». Великое искусство, золотые руки, высокие нравственные качества Юрия Федоровича стали залогом успеха нашей лаборатории. К сожалению, Юрия Федоровича уже нет в живых. Мы не смогли найти ему эквивалентной замены, и это создает для лаборатории серьезные проблемы.

В рамках развиваемого в лаборатории направления «Исследование высокотемпературных материалов и процессов»:

  • создан новый вариант масс-спектрометрического метода — «метод ионно-молекулярных равновесий», который позволяет проводить исследования молекулярных и ионных (положительных и отрицательных) составляющих пара,
  • на базе серийных масс-спектрометров МИ1201 созданы две автоматизированные уникальные установки для проведения термодинамических исследований в широком интервале температур (300–1600 К),
  • исследован широкий круг неорганических и органических соединений, открыты сотни новых молекул и ионов, присутствующих в насыщенных парах неорганических соединений, и определены их энергетические и термодинамические характеристики. Изучено новое явление в области химии парообразного состояния вещества ⸺ термическая эмиссия кластерных ионов труднолетучими неорганическими соединениями; изучены закономерности термодинамики и кинетики молекулярной и ионной сублимации неорганических ионных кристаллов; открыта необычайно высокая для неорганических соединений молекулярная и ионная ассоциация паров тригалогенидов лантаноидов; обнаружены аномально высокие термоэмиссионные свойства твёрдых электролитов; впервые обнаружено, что ионные жидкости испаряются как в форме ионных пар, так и в виде ассоциированных молекул и ионов и т.д. (Более подробную информацию можно найти на сайте лаборатории ]]>http://www.isuct.ru/htms]]>).

По результатам проведенных исследований опубликовано более 250 статей и представлено около 200 докладов на конференциях различного уровня, включая международные, подготовлено 3 доктора, 16 кандидатов наук и 8 магистров.

Изображение материала
International Symposium on High Temperature Mass Spectrometry, July 7-10 2003, Ploys, Russia.

Проводимые в лаборатории исследования получили широкое признание не только у нас в России, но и за рубежом. Лаборатория вышла на международный уровень. Подтверждением этому является проведение сотрудниками лаборатории в 2003 г. в г. Плесе на базе ИГХТУ II Международного симпозиума по «Высокотемпературной масс-спектрометрии».

В настоящее время наша лаборатория – это одна из немногих сохранившихся лабораторий, которая продолжает активно работать в области исследований высокотемпературных материалов и процессов. 

Научные исследования проводятся в рамках международного сотрудничества с учеными из Германии (Исследовательский центра г. Юлих, Боннский университет), Франции (технический университет г. Марсель), Швейцарии (Бернский университет), Италии (Римский университет “Ла Сапиенца”), Польши (Вроцлавский политехнический и медицинский университеты). Большинство исследований поддержаны Министерством образования и науки РФ и Российским (РФФИ, РНФ),) и международными (ISF, DFG) фондами и программами. В период 1994-2021 гг. было выиграно более 20 грантов, в том числе два Международных.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что термодинамические параметры являются теоретической базой для проведения термодинамических расчетов различных химических процессов, необходимой для моделирования и оптимизации существующих и разработки новых современных технологий.  В частности, например, результаты проведенных исследований термодинамики испарения галогенидов лантаноидов нашли широкое применение в технологии производства высокоэкономичных металл-галогенных ламп и эффективных сцинтилляторов. Исследования термоионной эмиссии твердых электролитов привело к открытию нового явления – аномальной термической эмиссии ионов, представляющей большой интерес, связанный с получением интенсивных ионных пучков в эмиссионной электронике и ионике. Информация по энтальпиям сублимации соединений металлов имеет важное значения для технологий получения эпитаксиальных покрытий методом осаждения из газовой фазы. Развитый новый метод исследования ионной сублимации моно- и поликристаллов позволяет изучать морфологические и электрические свойства поверхности кристаллов, информация о которых необходима при проектировании новых высокоэффективных флеш-накопителей, микротранзисторов и других электронных устройств. Выполненные исследования свойств ионных жидкостей были направлены на поиск альтернативных материалов для высокоэффективной, экологически чистой энергетики.

Защита моей докторской диссертации состоялась в Институте химии неводных растворов в 1994 году.  Официальными оппонентами были: А.И. Максимов (ИНРХ РАН), М.В. Коробов (МГУ, Москва), В.С. Первов (МИХМ, Москва). Ведущая организация – ИОНХ РАН, Москва.

А как началось Ваше сотрудничество с зарубежными научными центрами?

Сотрудничество с международными центрами началось после того, как я в 1978 г. по Министерской программе научного обмена съездил на научную стажировку на 9 месяцев в Римский университет La Sapienza (Италия).

Затем в 1995 г. я был приглашен на 188-th Meeting of the Electrochemical Society, Inc. Symposia “High Temperature Materials Chemistry VII”, Oct. 8-13, Chicago, Illinois, 1995, USA, а в 1996 г. на XIX Gordon Research Conference on High Temperature Material Chemistry, Jul. 21-26 1996. Эти командировки были организованы Международным научным фондом. В том же году за счет выигранного гранта Джорджа Сороса я принимал участие в конференции XIV European Conference on Thermophysical Properties, Sept. 16 - 19 1996, Lyon, France. На этих конференциях я установил контакты с зарубежными учеными, и затем эти контакты поддерживались и расширялись.

Всего за рубеж я выезжал 10 раз: три раза в Италию, три в Германию, один во Францию и три в США.

Изображение материала
В Боннском университете. Слева направо: М. Бутман,
Х. Дабрингхаус, Л. Кудин, Т. Маркус

Изображение материала
В лаборатории проф. Д. Де Мария  (Германия)
(Римский университет, Италия)

Изображение материала
Участники конференции в Чикаго (США)

Изображение материала
С М. Ф. Бутманом (в центре) на конференции в  Казани

У Вас много учеников, кого из них Вы выделили бы?

Около 50 студентов-дипломников прошло через нашу лабораторию. 16 из них, которые остались заниматься научной работой, защитили кандидатские диссертации, а трое: А. М. Погребной, М. Ф. Бутман, В. Б. Моталов – докторские работы. В настоящее время завершает работу над докторской диссертацией А. М. Дунаев.  Некоторые сотрудники лаборатории прошли научные стажировки или работают за рубежом: М. Ф. Бутман (университет г. Мацуяма, Япония; Боннский университет, Германия), Д. А. Иванов (Токийский университет, Япония, Лионский университет, Франция, Техасский университет, США, в наст. вр. работает там), А. Ю. Кузнецов  (Вроцлавский медицинский университет, Польша), В. Б. Моталов (Исследовательский центр г. Юлих, Германия), Д. Н. Сергеев (Исследовательский центр, г. Юлих, Германия, в  наст. вр.  работает там), Д. Н. Говоров (университет Цинциннати, США, в наст. вр. работает там). А. Ю. Кузнецов и А. Е. Киселев   успешно работают на производстве в Москве и Великом Новгороде, соответственно.

Изображение материала
С семидесятилетним юбилеем Л.С. Кудина пришли поздравить ученики

Все мои ученики оказались прекрасными исследователями. Естественно, каждый из них обладал своими индивидуальными качествами, но общим для них было то, что все они были исключительно талантливыми личностями, и в этом отношении мне удивительно повезло.

Изображение материала
Поздравление академика РАН, профессора О.И. Койфмана

Изображение материала
С семидесятилетним юбилеем Л.С. Кудина пришли поздравить студенты

Изображение материала
После защиты нового доктора наук – В.Б. Моталова
Слева направо: А.С. Алиханян, С.И. Лопатин, В.Б. Моталов,
Л.С. Кудин, М.Ф. Бутман

Изображение материала
С доцентом А. М. Дунаевым

Вам нравится преподавать?

На преподавательскую должность меня пригласили после защиты кандидатской диссертации в 1975 г., и такой переход был необходим для того, чтобы дополнительно на мое место взять нового сотрудника и таким образом формально расширить штатный состав лаборатории. Такой практикой мы пользовались и в дальнейшем, вводя в лабораторию новых сотрудников. В лучшие годы в отделе молекулярных параметров Константина Соломоновича работало до 20 человек.

«Звонковая» педагогическая нагрузка у меня достаточно большая, обычно 10-12 академических групп, как правило, два потока лекций, плюс работа с аспирантами и магистрантами. Много времени занимает учебно-методическая работа, у меня более 40 опубликованных методических разработок. Большое внимание я уделяю введению в учебный процесс новых образовательных технологий. С 2006 года я один из первых в университете начал вводить в учебный процесс компьютерные тестовые технологии. Совместно с Г.Г. Бурдуковской  подготовил пакет аттестационных измерительных материалов по дисциплине «Физика», на который Центром сертификации качества педагогических тестовых материалов Федерального агентства по образованию РФ в 2008 г. выдан сертификат соответствия за номером №07-00-24. В настоящее время тестовые материалы размещены на образовательном портале ИГХТУ (]]>http://edu.isuct.ru]]>).

Изображение материала
В дисплейном классе

В  2007 году в соавторстве  с Г.Г. Бурдуковской было издано учебное пособие «Курс общей физики в вопросах и задачах», которое в 2013 году было допущено Научно-методическим Советом по физике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям подготовки и специальностям, и в 2013 году оно было издано через центральное издательство «Лань» тиражом 1000 экземпляров. В 2022 году вышло в свет его второе издание и первое издание учебного пособия «Физика» для среднего специального образования. В 2018 году в составе коллектива авторов (Л. С. Кудин, А. М. Дунаев, Г. Г. Бурдуковская) разработан и издан «Виртуальный лабораторный практикум по физике», который в 2019 году прошел успешную апробацию в учебном процессе и стал победителем Международного конкурса учебно-методических работ для преподавателей вузов и ссузов, проводимого по инициативе проекта INTERCLOVER. В 2019 году за внедрение инновационных методик преподавания и развитие открытой информационной среды высшего образования я стал победителем ежегодного конкурса «Золотые Имена Высшей Школы».

Изображение материала
В лаборатории

Изображение материала
Ученый совет факультета

Изображение материала
Работа диссертационного совета ИГХТУ

А как Вас привлекли к административной работе?

В 1999 году проходила реорганизация структурных подразделений университета, в частности, объединение факультета электрохимической технологии и химии твердого тела и рационального природопользования. Оскар Иосифович пригласил меня к себе в кабинет и уговорил подать заявление на конкурс по выбору деканов. Деканом я проработал 13 лет (1999 – 2012 гг.). Кстати, ушел я с этой должности по собственному желанию. В течение этого периода была проведена большая работа по становлению самого крупного в ИГХТУ факультета неорганической химии и технологии (НХиТ), включающего четыре общеобразовательные и четыре выпускающие кафедры (около 1200 студентов), и организации его научно-исследовательской и образовательной деятельности. В частности, были открыты две новые специальности – «Стандартизация и сертификация» и «Технология художественной обработки материалов». Большое внимание на факультете уделялось внедрению в учебный процесс новых инновационных технологий. Именно на нашем факультете в образовательный процесс С.А. Смирновым (кафедра ТПиМЭТ) была введена система электронного обучения MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Преподаватели кафедр активно участвовали в создании моделирующих и имитирующих программ, программ-тренажеров, виртуальных лабораторных практикумов, электронных учебников. Широкое распространение получили тестовые технологии. По многим дисциплинам были разработаны контрольно-измерительные материалы. В результате проделанной работы факультет добился высоких показателей как в научной, так и в образовательной деятельности и занимал лидирующие позиции.

Изображение материала
Вручение дипломов выпускникам

 

ОБРАЩЕНИЕ

К ВЫПУСКНИКАМ 2004

        Сегодня день у нас прощальный…
        Увы! Но так устроен свет…
        Свой взор бросаю я печальный
        На тех, к кому привык я за пять лет.
        Не будет больше наставлений,
        Душещипательных бесед…
        Пришла пора больших творений
        И впечатляющих побед.
        Я Вам желаю всем удачи,
        Здоровья, счастья и добра…
        И так должно быть, а иначе
        К чему стремиться Вам тогда.
        Вы разлетитесь все по миру…
        Быть может, кто-то за бугром
        Свои познания и силу
        Захочет приложить потом.
        Но где бы Вы ни оказались,
        Не забывайте об одном –
        Свой Вуз Вы можете прославить
        Прекрасным, доблестным трудом.

                                                 ЛС
                                                 24 июня 2004

На протяжении многих лет в Ивановском Химтехе существовал «Английский клуб», расскажите об этом.

Да, действительно, в ИГХТУ существовало несколько «Английских клубов». Наша группа, в которую входили: Надежда Константиновна Маркова, Валентина Ивановна Борисова, Ольга Александровна Антонова, Михаил Иванович Базанов, Николай Анатольевич Афиногенов и другие, на протяжении 15 лет занималась со Светланой Григорьевной Шишкиной. Занятия обычно один раз в неделю проходили, чаще всего в кабинете Михаила Ивановича Базанова. Наряду с освоением грамматики и проблемных тем, большое внимание уделялось практике разговорного общения. Светлана Григорьевна использовала самые разнообразные подходы: аудирование, просмотр фильмов, представление докладов и презентаций, обсуждение текущих событий. На последнем занятии уходящего года каждый из нас рассказывал о наиболее значимых событиях в своей жизни. Делали мы все это с большим удовольствием. У нас сложился очень хороший коллектив, и до сих пор мы по мере возможности продолжаем общаться.

Кого Вы назвали бы знаковыми людьми для Ивановского Химтеха?

Думаю, что под эту категорию попадает достаточно много выдающихся ученых и прекрасных организаторов и администраторов, которые внесли значительный вклад в историю нашего института. Что касается коллег, с которыми я непосредственно имел дело, то я бы отметил Капитона Николаевича Белоногова. Во время моей учебы он был ректором института и заведующим кафедрой физической химии. Это был человек, хорошо знающий производство и одновременно имевший хорошую теоретическую подготовку, поэтому он глубоко проникал в суть явлений. Работая в области гетерогенного катализа, он занимался прикладной проблемой – технологией производства фибры – и имел достаточный экспериментальный материал для защиты докторской диссертации. Но большая административная работа ректора, которой он отдавал много физических и духовных сил, по-видимому, помешала ему завершить эту работу. Капитон Николаевич был прекрасным организатором и администратором, который всегда был нацелен на будущее вуза и прикладывал к этому максимум усилий. В частности, именно по его инициативе было начато строительство нового учебного лабораторного комплекса (банка-семиэтажка-спортзал), завершенное Г. А. Крестовым; на кафедре физхимии была организована студенческая научно-исследовательская лаборатория, в которой студенты в процессе лабораторного практикума выполняли работы прикладного характера и многое другое. Будучи благородным интеллигентом старой закалки, он отличался исключительной доброжелательностью к своим коллегам и ко всем тем, кто к нему обращался за помощью, советом, консультацией.

Геннадий Алексеевич Крестов – легендарная личность, гордость нашего региона, который оставил после себя неоценимое наследие – академический институт химии неводных растворов им. Г.А. Крестова РАН. Выдающийся ученый, талантливый незаурядный организатор, он поднял ивановскую науку на академической уровень, не уступающий уровню ведущих зарубежных центров, занимающихся проблемами химии растворов. Работы созданной им научной школы имеют не только фундаментальный, но и прикладной характер. Они позволили разработать и внедрить прогрессивные технологии в различных отраслях промышленности. Например, жидкофазные электролиты с заданными свойствами реализованы при создании химических источников тока и конденсаторов; неэлектролитные системы нашли применение для получения растворов целлюлозы и ее производных, используемых в текстильной промышленности. За выдающиеся научные достижения Геннадий Алексеевич был избран членом-корреспондентом АН СССР, ему присвоено звание лауреата Государственной премии СССР, Почетного химика СССР, заслуженного деятеля науки РФ, действительного члена Международной и Российской академий инженерных наук. Он возглавлял научный совет по легкой промышленности при ГКНТ.

Я немного контактировал с Геннадием Алексеевичем, но два случая, пожалуй, останутся в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Первый – это когда он пригласил меня в кабинет и предложил мне перейти в институт ИХНР и заняться там созданием нового направления исследований, связанного с сольватацией ионов в газовой фазе с использованием масс-спектрометрического метода. Такими исследованиями занимался в Канаде П. Кебарле, с которым я познакомился в Москве в 1974 г. на заседании секции масс-спектрометрии, где он выступал с пленарным докладом по данной тематике. После доклада я подошел к нему и попросил для более глубокого ознакомления оттиски его работ. Он спросил: «Какие именно работы, у меня их очень много», на что я ответил, что желательно все. Примерно через месяц, к моему удивлению, получил посылку из Канады, в которой оказалось более 50 оттисков. Предложение было заманчивым и неожиданным для меня. Я работал в проблемной лаборатории К.С. Краснова, которую создавал вместе с ним, и уходить из нее я не хотел.  Через несколько дней я снова подошел к Геннадию Алексеевичу и сказал, что мог бы параллельно заняться данной проблемой. Однако такое предложение Геннадия Алексеевича не устраивало. Насколько я знаю, такие исследования в ИХНР так и не были реализованы.

Второй случай, еще более неприятный, произошел на баскетбольной площадке, когда я в азарте борьбы за мяч нечаянно уронил Геннадия Алексеевича.

Не могу не отметить Владимира Александровича Шорманова – проректора по научной работе, заведующего кафедрой ОХТ. Этот человек соединил в себе такие качества, как профессионализм организатора, авторитет ученого, талант педагога, и доброту, и отзывчивость в отношениях с людьми. Именно в период его работы коллектив института достиг впечатляющих успехов, послуживших основанием для награждения вуза в 1980 году орденом Трудового Красного знамени, а затем получения им официального статуса ведущего вуза страны, выполняющего научные исследования, имеющие важное народно-хозяйственное значение.

Талант предвидения главных направлений развития университета позволил Владимиру Александровичу с опережающими темпами внедрить в вуз новые информационные технологии, создать вычислительный центр и своевременно оснастить вуз компьютерной техникой. При нем была создана межкафедральная лаборатория структурных методов анализа и региональный информационный центр, проводились выставки научного оборудования и приборов ведущих фирм Венгрии, Чехии и Германии и многое другое.

Владимир Александрович был не только блестящим организатором, но и известным ученым в области химии координационных соединений. Им была создана научная школа по изучению влияния сольватации на термодинамику и кинетику реакций комплексообразования. Отличительной особенностью Владимира Александровича, несмотря на внешнюю суровость, является его открытость и доброжелательность к общению. Дверь его кабинета была всегда открыта, и можно было в любое время зайти к нему и решить любой вопрос. Лично я благодарен ему за то, что он оказывал нам поддержку в организации отдела молекулярных параметров, при приобретении оборудования, при решении проблемы с обеспечением университета жидким азотом и других.

К 70-му юбилею Владимира Александровича я написал следующее поздравление:

"Какая глыба,
Какой матерый человечище!"
М. Горький

        Вот образ тот, с которым Вы вошли
        В мой мир так прочно, так фундаментально,
        Как если бы в науке мы нашли
        Решение проблемы досконально.
        Я благодарен Вам за то,
        Что мы идейно близки с Вами.
        Заслугу Вашу вижу в том,
        Что нас когда-то поддержали.
        Пусть этот славный юбилей
        Вселит надежду, веру, силу...
        И я уверен, Гименей
        Вам снимет вашу аритмию.
        Еще лет этак двадцать пять
        Желаю Вам не расслабляться,
        Чтоб молодежь смогла опять
        К талантам Вашим приобщаться.

ЛС
25 января 2000

Особое место в истории ИГХТУ по праву занимает Оскар Иосифович Койфман – первый академик РАН в Ивановском государственном химико-технологическом университете и во всем регионе; выдающийся российский химик, специалист в области синтеза, изучения физико-химических свойств и практического использования порфиринов, металлопорфиринов, их структурных аналогов и жидкокристаллических соединений; уникальная разносторонняя личность, поражающая своей активностью и работоспособностью во всех сферах деятельности университета. Линейка административных должностей, наград, научных трудов просто зашкаливает, и я даже не буду пытаться их перечислять. Как ученый, ректор, президент он внес неоценимый вклад в развитие университета.

Будучи ведущим ученым, мудрым администратором, предусмотрительным финансистом, талантливым организатором, одаренным педагогом, крупным общественным деятелем, эрудитом, поэтом, спортсменом и т.д. и т.п., он всегда остается простым, прекрасным, отзывчивым человеком. С ним легко и приятно общаться по любому вопросу, и всегда можно найти решение проблемы, какой бы сложной она ни оказалась. Могу аргументировать это собственным примером. В 2004 г. меня пригласили выступить с докладом на Gordon Research Conference “High Temperature Materials, Processes and Diagnostics”, Aug. 1-6 2004, Colby College, Waterville, Maine, USA с полной компенсацией всех транспортных расходов после предоставления соответствующих документов. Для покупки авиабилетов нужны были деньги (около 2000$), которых, естественно, у меня не было. Я пришел к Оскару Иосифовичу с этой проблемой. Он, недолго думая, сказал: «поезжай, я дам тебе в долг, как получишь, вернешь». Я говорю: «Оскар, давай я напишу расписку». – «Да ладно, Лева, не заморачивайся, я ж тебя хорошо знаю». Мы с Оскаром общаемся достаточно часто. Когда я был деканом, мы традиционно всем коллективом завкафедрами поздравляли его с юбилеями и днями рождениями. И мне приходилось как декану зачитывать поздравления. Их накопилось достаточно много. Приведу лишь несколько из них. Так, на 60-м юбилее 2004 г., когда остро стоял вопрос о сохранении статуса вуза, мы поблагодарили его за огромную работу, которую он проделал в этом плане.

Оскар! Благодарим тебя:

За то, что ты уже успел
Так много переделать дел…
Но это вовсе не предел
Того, что сделать ты хотел…
А это лишь всего задел,
В чем, скажем сразу, преуспел
В громадном плане, что созрел,
Как ВУЗу изменить удел,
Чтоб он остался все же цел,
Но вес солидный бы имел.
И рейтинг ВУЗа, между тем,
Поднять, чтоб не было проблем
Остаться в группе ВУЗов той,
Что гарантирует собой
Режим стабильности большой.

Неутомимая работоспособность, стремление всегда быть на переднем крае – вот жизненная позиция Оскара Иосифовича. На 65-м юбилее произнесены были такие слова:

        Природа щедро Вас вознаградила:
        Вы родились с рождением Луны,
        Созвездием Тельца и Близнецов Вас окружила,
        Вы даже долготою дня одарены.

Вы много сделали всего для развития и процветания нашего «Химтеха», выведя его в лидирующую группу ведущих университетов России. Сегодня в день Вашего славного юбилея мы

        Желаем Вам подольше жизни ритм держать
        И все свои идеи быстро воплощать.
        Быть бодрым, веселым, подвижным таким,
        Мы просто не можем Вас представить другим.

К 70-му юбилею в качестве поздравления я написал песню на мелодию Ю. Шевчука «Что такое Осень», и студенты под музыкальное сопровождение прекрасно исполнили ее.

Кто из нас тут ГЕНИЙ – всем известно:
Койфман перед вашими глазами.
        Юбилей прекрасный вместе с нами
        Отмечает в нашем этом зале. (повторяется)
Эх, Оскар, наш ты Оскар,
Как ты лихо всех обскакал,
Как хотелось бы это понять,
Только зачем это знать?
Что такое СЛАВА – это Койфман -
Символ процветающей науки,
        Творчеством и поиском решения проблем,
        Чтобы разобраться в лженауке.
Койфман – это гордость для нас,
Койфман – часто у всех на устах,
Как бы хотелось его отыскать,
Только он вечно в бегах.
Что такое МУДРОСТЬ – это Койфман
С опытом общения с народом,
        Быстрым пониманием сложных ситуаций,
        С правильным принятием решений.
Ах, как годы быстро летят,
Их вернуть невозможно назад,
Но об этом можно забыть,
Койфман в наших сердцах.
Койфман - это символ любви,
Койфман - значит всегда впереди,
Койфман будет везде и всегда,
Койфман - наша судьба.
        (Слова, выделенные курсивом, повторяются дважды)

Оскар был чрезвычайно активным ректором и был постоянно в разъездах. В 2002 г. перед днем рождения он вернулся из Китая, и я в своем поздравлении отметил это следующим четверостишием:

        Китай, Корея Вам подвластны,
        А впереди Вас ждет Japan.
        Я Вам желаю в день рожденья
        Обосноваться с фирмой там.

После присуждения ему очередного звания, встретив его в коридоре, я поздравил его следующим образом.
Оскар! Я только что сейчас узнал, что Академиком ты стал. Поздравляю:

        Этот год войдет в Анналы
        Твоих жизненных побед,
        Академиков не знали
        В вузе нашем – не секрет.
        А теперь мы гордо скажем:
        Гениальный наш Оскар
        В регионе славном нашем
        Всех ученых обскакал.

Не могу обойти стороной еще одну харизматическую личность – это Александр Иванович Максимов – доктор, профессор, основатель научной школы по физической химии гетерогенных плазмохимических процессов и плазменных технологий для текстильной и легкой промышленности,  заведующий кафедрой химической технологии приборов и материалов электронной техники, заведующий лабораторией неравновесных ион-молекулярных процессов (ИХНР РАН), заведующий лабораторией химии и технологии нелинейных процессов, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Благодаря работам созданной им школы, в промышленности успешно эксплуатируется плазмохимическое оборудование для обработки текстильных материалов и полимерных пленок. Разработанные технологии широко используются как в России, так и за рубежом (Чехии, Бельгии, Франции, Италии, Корее, Китае). Александр Иванович – одаренный ученый и талантливый педагог.

        Талант педагога заключается в том, Что он в общении с Вами
        Сложные вещи на примере простом
        Вам объясняет своими словами.

Именно этим даром обладал Александр Иванович. Он аргументированно и доходчиво интерпретировал далеко не тривиальные процессы и явления. Разносторонний в своих увлечениях, он в совершенстве владел английским и немецким языками (наизусть читал Евгения Онегина). Я общался с ним достаточно часто. Он был моим оппонентом по докторской диссертации, а также часто выступал в качестве официального оппонента у моих аспирантов. Кроме того, наши дачи соседствовали, и мы частенько вели с ним дискуссии на лоне природы. Наконец, на протяжении многих лет практически каждую неделю мы два-три раза встречались с ним в спортивном зале на баскетбольной площадке.  

Что для Вас значит ИГХТУ?

Вся моя сознательная самостоятельная жизнь, т.е. после окончания школы, связана исключительно с нашим вузом. Это единственная организация, в которой я официально работал и работаю до сих пор. Поэтому ИГХТУ для меня – это вся моя жизнь. Даже когда я прихожу домой, то практически всегда продолжаю заниматься рабочими делами: читаю и пишу научные статьи, готовлю отчеты, доклады, заявки на гранты, много времени уходит на рецензирование статей и научных проектов, просмотр электронной почты и т.д., и т.п. Часто это приходится делать в ущерб семейным делам, о которых также нельзя забывать. Единственное время, когда я стараюсь не заниматься рабочими делами, – это во время отпуска. Обычно я провожу его у себя на даче и полностью отключаюсь от внешнего мира, поскольку там нет ни интернета, ни телевизора, и я всецело предоставлен самому себе и переключаюсь на другой вид работы – физический труд: ломаю, строю, копаю, кошу, поливаю, в перерывах занимаюсь спортом (там у меня есть площадка с баскетбольным щитом и турник), читаю художественную литературу.

Изображение материала
После игры

Ну, а в конце августа вновь возвращаюсь к своей уже привычной напряженной жизни. Тем не менее:

        Пока горю еще желаньем,
        Пока есть силы, чтоб творить,
        С педагогическим стараньем
        Я буду химии служить -
        Залогу нашего успеха
        И процветания Химтеха.

Подводя итог своей жизни, могу совершенно однозначно сказать:

        Я счастлив, что я в этой жизни частица.
        Хоть много сделать я в ней не успел,
        И все же есть что-то, быть может, крупица,
        В чем я, как ни странно, но все ж преуспел.

Это моя любимая лаборатория «Высокотемпературной масс-спектрометрии» и мои бесценные прекрасные ученики.

Изображение материала
Коллаж, подаренный Л. С. Кудину проректором ИГХТУ О.Н. Захаровым

Беседовал А.А. Федотов
С другими публикациями по теме
можно ознакомиться на странице ]]>ИГХТУ в моей судьбе]]>