Даже будучи в Индии, я чувствовала себя частью ИХТИ

22.11.2022

Изображение материала

Москвина Раиса Михайловна

Ветеран Ивановского государственного химико-технологического университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ

«Даже будучи в Индии, я чувствовала себя частью ИХТИ»

 

Как Вы пришли работать в Ивановский Химтех?

Сначала немного расскажу о себе. Мои родители познакомились в Витебске Белорусской ССР, где мой папа, кадровый офицер Михаил Петрович Шишкин, проходил военную службу. Мама – Мария Карповна – родом из Беларуси. Они познакомились, и весь жизненный путь прошли вместе. Нас у них родилось четверо детей: я, Тамара, Юра и Светлана. Сейчас только двое остались в живых – мы со Светланой. Когда началась война, мы с Тамарой были совсем маленькие, а Юрий со Светланой родились в самом начале войны. Помню нашу эвакуацию в город Алейск Алтайского края.

Отец – летчик, прошел всю Великую Отечественную войну, свой военный путь завершил в Польше. В отставку он вышел в звании подполковника.

И после войны мы много лет ездили с отцом по гарнизонам. Никогда не жили в отдельных квартирах, всегда с соседями, тоже семьями военных. Но нам нравилось, отношения были очень хорошие. Помню, как один сосед сказал как-то маме, которая устала с нами четверыми вечером, а папа был на дежурстве: «Мария Карповна, идите спать: я допеку Ваши пироги». То есть старались друг друга поддерживать. Нас было четверо детей, а у соседа трое, и мы играли в футбол в коридоре коммуналки.

В нашей семье много военных. Брат в Тейкове служил в ракетной части. Муж моей младшей сестры, муж племянницы – тоже офицеры.

Изображение материала
  Москвин Михаил Юрьевич

Мой сын, Михаил Юрьевич Москвин, тоже кадровый военный. Окончил высшее командное артиллерийское училище в городе Сумы. Прошел Афганскую кампанию, два с половиной года воевал в Афганистане, был награжден орденом «Красной Звезды». Капитан. К сожалению, его нет уже в живых.

Изображение материала
На пятом курсе Ивановского педагогического института. Раиса Михайловна первая слева в первом ряду

Изображение материала
Классный руководитель в городе Канск Красноярского края

В 1960 году я с отличием окончила Ивановский государственный педагогический институт, получив специальность учителя немецкого и английского языков. Нас распределяли по местам работы, но благодаря диплому с отличием у меня была возможность выбора места работы. Была возможность остаться в Иванове, но выбрала город Канск Красноярского края. Два года там преподавала в средней школе английский и немецкий языки.

После возвращения в Иваново год работала в разных школах города, преподавая английский и немецкий языки. И когда уже устроилась на постоянную работу в 40 школу, на кафедре иностранных языков Ивановского химико-технологического института увеличился штат. Антонина Ивановна Иванова, в то время заведующая кафедрой, знала меня, так как я училась у нее в пединституте. И она пригласила меня на работу. Прошла конкурс, и с 9 сентября 1963 года началась моя жизнь в Ивановском Химтехе.

Где было интереснее преподавать – в институте или в школе?

Везде по-своему интересно. Всегда люблю своих учеников. Ни разу на них голос не повышала, да и необходимости такой не было. И ученики отвечали мне взаимностью.

Когда спрашивала их, что они ценят больше всего, то ответ был: справедливость педагога. Затем отношение к студентам, а профессионализм для них находился на третьем месте. Но для меня все было на первом месте.

Первые три года в Ивановском химинституте я преподавала немецкий язык, только через три года стала «англичанкой», как меня называли студенты. У нас была очень хорошая школа в Ивановском пединституте, она позволяла тем, кто старательно учился, по окончании вуза свободно преподавать и английский, и немецкий. На кафедре в ИХТИ у нас преподавался в то время еще и французский язык.

В Ивановском Химтехе работала в должностях ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры иностранных языков. Защищать диссертацию не стала: вся была в преподавании и общественной работе. Преподавала до 2012 года. Не всегда на полную ставку, иногда на полставки, на четверть ставки, потому что много времени занимала работа в профкоме.

Изображение материала
С индийскими студентами

Вы от ИХТИ ездили преподавать в Индию, расскажите об этом.

Москва в 1967 году запросила двух педагогов – одного с английским языком для преподавания в Индии и одного с французским языком для преподавания в Гвинее. В Индию поехала я, а в Гвинею – Людмила Алексеевна Проскурнина.

И вот я оказалась в Индии, в городе Чандигарх. Преподавала в университете на факультете русского языка. Проработала там 1967-1968 учебный год. Предлагали остаться на второй, но отказалась.

У меня была одна группа. Взрослые студенты, потому что это был вечерний факультет. Среди них было несколько пилотов. Им нужен был русский язык, потому что в то время очень много советских самолетов поставлялись в Индию, и им приходилось работать с нашими инструкторами.

Изображение материала
Индийские студенты поздравляют Р.М. Москвину с 30-летием

Я всегда стараюсь так научить человека языку, чтобы он мог не просто читать, но и говорить на нем. А в Индии мне пришлось учить носителей английского языка свободному владению русским языком, это был совершенно новый опыт.

Все мои индийские студенты прекрасно говорили по-английски, я и сама многое от них взяла в плане владения английским языком. Они меня называли «миссис Москвина», с ударением на предпоследний слог. «Вина» – это имя индийской девушки.

 

Изображение материала
Р.М. Москвина в индийском сари

Мы жили в кампусе – университетском городке. Я жила в преподавательском доме. Помню, как в столовой кампуса оказалась за столом с американцем из корпуса мира. Он жил где-то в хижине. Это была такая деятельность США по распространению своего влияния через эту организацию. Ее члены представлялись очень скромными людьми, знакомились с местными, пытались завоевать у них авторитет, чтобы через это расширять сферу американского влияния, своего рода «мягкую силу» по пропаганде привлекательности американского образа жизни. 

Помню, как во время моего преподавания университет в Чандигархе посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она великолепно говорила по-английски. На меня эта встреча произвела очень большое впечатление.

Индия дала мне какое-то вдохновение, хотя нельзя сказать, что его до поездки туда не было. Но это совершенно другая культура, новый опыт. У них особое отношение к учителям. Помню, как они пришли поздравить меня с тридцатилетием. В четыре утра меня разбудило пение на русском языке около квартиры, где я жила. Это мои студенты пришли меня поздравить. Несмотря на столь раннее пробуждение, мне очень понравилось такое поздравление, которое осталось в памяти на всю жизнь.

У Вас был опыт, что Ваши студенты защищали дипломные работы по химии на английском языке…

Да, и это было очень интересно, хотя и сложно. Но я простых путей никогда не искала. На защитах обычно присутствовали двое представителей кафедры иностранных языков – тот, кто вел студента при подготовке работы на иностранном языке к защите, и кто-то еще по приглашению.

В общей сложности мной было подготовлено около 25 студентов, защищавших работы на английском языке. Впоследствии, когда появился уже Английский клуб для преподавателей, его члены, в частности Георгий Васильевич Гиричев, приходили на такие защиты, задавали вопросы на английском языке.

Это у нас начало практиковаться, когда ректором был Ростислав Павлович Смирнов. Для того, чтобы подготовить студентов к такой защите, мне нужно было встречаться с ними каждый день. У нас проходили очень длительные тренировки: репетиции их выступлений на английском, задавала им вопросы, они отвечали. И это было здорово.

Со студентами требовалось заниматься для этого и сверх учебного плана?

Мы создали Английский клуб для наших студентов. В нем занималось в среднем около 20 человек. Занятия проходили один-два раза в неделю.

Некоторые, благодаря полученным в нем знаниям, отправлялись за рубеж в советское время. Помню, как из Министерства образования пришло письмо, что наши студенты могут в Москве принять участие в конкурсе на поездку в США.

И Юля Ермоленко – очень скромная девочка – пришла ко мне и сказала, что хочет попробовать. Нужно было сначала написать по ее специальности большую статью на английском языке и отправить на рассмотрение. Специальность у нее была экология. И я ей сказала: «Пиши все тщательно, я проверю. А в конце надо написать что-то оригинальное». И она, обращаясь к американским учителям, написала в конце стихи на английском, суть которых была такова: «Мои дорогие учителя, вы такие прекрасные, вы мой солнечный свет». Где-то я их нашла тогда. Думаю, что это неформальное приветствие сыграло свою роль в том, что она прошла тогда такой сложный отбор.

Юлия от ИХТИ поехала в США. Год обучалась там, по возвращении защитила дипломную работу на английском языке. А потом она поехала уже на такую же учебу для аспирантов, вновь выиграв конкурс.

Наталья Маркова и Наталья Смирнова тоже решили попробовать принять участие в конкурсе на поездку для учебы в США. Ездила с ними в Москву, причем поставила им условие: «Как сядем в поезд, только по-английски будем говорить». Претендентов на поездку среди студентов со всей России было очень много. Девушки волновались, успокаивала их: «Ну, как получится. Мы попробуем». Закончился экзамен. Выбрали, кажется, всего около 20 человек тех, кто поедет. Но обе они в него попали.

Сначала планировалось, что студенты одни поедут, но потом из министерства пришло письмо, что нужно, чтобы педагог их сопровождал. А у меня как раз в это время произошли печальные личные события: умер папа, мы его хоронили. Три дня я отсутствовала в институте. И со студентками в США поехала тогда Наталья Кирилловна Иванова.

Изображение материала
На демонстрации с коллегами по кафедре

Были случаи, что Вам приходилось переучивать студентов с немецкого на английский?

Ну, не переучивать, а изучать еще один язык – так правильнее будет сказать. Да, был такой студент – Николай Белов. Он и в школе, и потом у нас изучал немецкий язык, причем учился по нему на тройки. А в самом начале четвертого курса он подошел ко мне и сказал: «Научите меня английскому языку». Это была большая, сложная дополнительная работа, без каких-либо гарантий результата. Но в моем характере есть элемент авантюризма, поэтому ответила, что если правда хочешь, то давай попробуем. Начали с ним заниматься два-три раза в неделю. У нас был очень хороший учебник, который он полностью выучил. Парень оказался очень способный.

На пятом курсе Николай подошел ко мне и говорит: «А как насчет того, чтобы мне попытаться защитить диплом на английском языке?» Ответила ему так: «Коля, ни один педагог из тех, кого я знаю, не сказал бы тебе «да». Но я скажу "давай попытаемся"». Целый год он готовился. И защитился!

Изображение материала
Совещание в ректорате. Слева направо: Р.М. Москвина,
 Е.А. Чижова, М.Н. Таланова, О.И. Койфман

А как Вы попали в профком ИХТИ?

Всегда была активной, неравнодушной, вот и заметили. В 1969 году вступила в Коммунистическую партию Советского Союза. Несколько лет входила в актив профсоюзного комитета института, в 1984 году меня избрали его председателем. В этой должности провела свыше 25 лет. И каждый раз конференция меня выбирала.

Рекомендовала меня на должность председателя профкома ИХТИ Елена Аркадьевна Чижова. В то время это был объединенный профком студентов и преподавателей.  Тогда мы больше внимания обращали на студентов. Уже позднее его разделили, после чего я стала председателем профсоюзного комитета преподавателей и сотрудников. И тогда стали более активно работать уже с коллективом. Шли соревнования между кафедрами, были награждения по их итогам. Защищали права преподавателей, если они нарушались.

Работала с разными ректорами. Геннадий Алексеевич Крестов очень уважительно относился к профкому. С Ростиславом Павловичем Смирновым были противоречия, находили пути решения.

С ректоратом работали очень плотно. Очень хорошие рабочие отношения были с проректором Евгением Михайловичем Румянцевым.

Изображение материала
Встреча с проректором ИХТИ Е.М. Румянцевым

Работа, проводимая профсоюзным комитетом, была многогранной: охрана труда и техники безопасности, защита прав работающих, контроль за соблюдением законодательства при увольнении сотрудников, сокращении штатов. Количество членов профсоюза постоянно росло.

В трудные годы после распада СССР, когда в магазинах не было продуктов, преподаватели и сотрудники Ивановского Химтеха по достигнутой договоренности в течение сентября ездили в Приволжский район на уборку картофеля. Половину собранного потом развозили на вузовском транспорте по домам тех, кто в этот день участвовал в сборе картофеля. А на следующий день ехали с новой командой.

В течение шести лет у нас имел место уникальный опыт по организации оздоровления детей преподавателей и сотрудников в вузовском санатории-профилактории. Главный врач профилактория Алевтина Викторовна Кудло помогала профкому и ректорату в организации детской очереди. Дети полюбили профилакторий. А некоторые из них потом пришли к нам и учиться.

Изображение материала
Детская очередь в санатории-профилактории Ивановского Химтеха

Активно работали со мной в профкоме Юрий Константинович Щипалов, Владимир Ефимович Майзлиш, Евгений Сергеевич Сливченко, Виктор Васильевич Чесноков, Татьяна Николаевна Хренова, Ольга Борисовна Головушкина, Алевтина Викторовна Кудло, Вера Владимировна Ганюшкина.

Защита социально-экономических интересов членов профсоюза была одной из главных задач профсоюзной организации в те, уже далекие годы.

Изображение материала
Поздравление с 90-летием  Н.П. Морозовой –
в прошлом заведующей кафедрой иностранных языков ИХТИ

Изображение материала
Встреча ветеранов ИГХТУ

Изображение материала
Члены второго  Английского клуба.
Слева направо: сидят – Р.М. Москвина, О.Г. Хелевина,
гость клуба – С.А. Лилин; стоят –  Г. А. Зуева, Л.В. Шарнина

Расскажите про  Английский клуб  для преподавателей.

Их даже два было у меня. Два для преподавателей и студенческий. Как уже говорила, сначала возник студенческий клуб. А идея клуба преподавателей возникла, когда мы  встретились с Георгием Васильевичем Гиричевым, который переживал из-за того, что получает много приглашений в зарубежные научные командировки, а его останавливает отсутствие свободного владения английским языком. И сначала появился один Английский клуб для преподавателей, потом второй.

В первом клубе для преподавателей занимались Георгий Васильевич Гиричев, Михаил Константинович Исляйкин, Владимир Александрович Бурмистров, Нина Ивановна Гиричева, Наталья Витальевна Белова.

В процессе обучения мною широко используются песни на английском языке. Это очень важно, потому что тут и интонация, и фонетика. Помню, как Георгий Васильевич мне сказал: «Раиса Максимовна, я был в армии, и то никогда не пел песни». А я ответила: «Может, там Вы и не пели, но у меня будете петь». И он поднял руки и сказал: «Понял, буду петь».

Во втором клубе участвовали: Галина Альбертовна Зуева, Любовь Николаевна Михеева, Любовь Викторовна Шарнина, Ольга Григорьевна Хелевина и Надежда Леонидовна Лебедева.

Они ведь Вам даже стихи на английском языке посвящали?

Члены первого Английского клуба  написали мне такие строчки:

У Раисы Москвиной
Словно крылья за спиной.
Оптимизмом заражая,
Вдохновеньем окрыляя,
Увлекает весь народ
В удивительный полет.
So many поколений
Научили Вы to speak,
English Teacher – добрый гений
Language(у) научит вмиг.
И летят ее птенцы
За рубеж – во все концы.
Но неведом ей покой –
Энергичной, заводной.
Говорит уж пол-Европы
English Language «Москвиной».

А потом стали писать мне стихи уже полностью на английском языке. Это было очень приятно.

Изображение материала
Поздравление Р. М. Москвиной с Днем рождения
 от членов Английского клуба

Что для Вас значит ИГХТУ?

Можно сказать, что это вся жизнь. Даже будучи в Индии, я чувствовала себя частью ИХТИ. И сейчас  сохраняю общение со многими бывшими коллегами и учениками.

Уже после окончания работы в ИГХТУ принимала участие в экспертизе лучших учителей иностранных языков Ивановской области. До сих пор  продолжаю заниматься с учениками, в частности, по скайпу занимаюсь с моей внучкой Анной, которая окончила экономический факультет Ивановского государственного университета, а потом захотела стать учителем английского языка. Провожу с ней занятия по Кембриджскому курсу подготовки к международным экзаменам.

А воспоминания о ставшем родным вузе живут в моем сердце. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к тем, с кем вместе работала: «Дорогие коллеги! Спасибо за то, что всегда были рядом. Ивановский Химтех всегда был для меня родным домом. Мое сердце и моя душа всегда с вами. И я повторяю снова и снова: «Да, да: Химтех лучше всех!»

Беседовал А.А. Федотов
С другими публикациями по теме
можно ознакомиться на странице ]]>ИГХТУ в моей судьбе]]>