Я поступил в ИХТИ, окончил ИГХТА, работаю в ИГХТУ

18.11.2022

Изображение материала
Грименицкий Павел Николаевич

Кандидат технических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий кафедрой технической кибернетики и автоматики, декан факультета техники, управления и цифровой инфраструктуры Ивановского государственного химико-технологического университета

«Я поступил в ИХТИ, окончил ИГХТА, работаю в ИГХТУ»

Почему Вы решили поступить в ИХТИ?

После окончания школы я был нацелен на поступление в Московский физико-технический институт на специальность, связанную с летательными аппаратами. Во время учебы в школе меня интересовали точные науки: физика и математика. Из журнала «Юный техник» я узнал о заочной школе при МФТИ, решил конкурсные задания и был зачислен. Проучившись в школе два года, с отличием закончил ее и получил приглашение поступать в МФТИ. Успешно сдал пять вступительных экзаменов и … забрал документы, так как не понравилась атмосфера в общежитии вуза: появилось четкое ощущение, что это не мое. Кураторы, которые вели меня по линии заочной школы, отговаривали, но я уже принял решение…

Приехал в Иваново, когда оставалось два дня до окончания подачи документов в вузы и выбрал ИХТИ. Пришлось второй раз сдавать вступительные экзамены. Помню, что вступительный экзамен по физике у меня принимал Михаил Федорович Бутман. Все экзамены сдал на «отлично» и был зачислен на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» Ивановского химико-технологического института. Никогда не жалел о своем решении и, если бы вновь встал перед таким выбором – повторил бы его не задумываясь.

Что больше всего запомнилось из студенческих лет?

Очень яркие впечатления оставили поездки «на картошку». Ездили в село Новоклязьменское и Мугреевское Южского района. Причем во вторую поездку я уже в качестве комиссара, руководил студентами первого курса. Жили все вместе в большом деревенском доме. Находившееся рядом село Талицы Южского района – место сосредоточения разных пенитенциарных учреждений. Отбывающие наказание в колонии-поселении мужчины имели право выходить за территорию и, понятно, проявляли повышенный интерес к девушкам отряда. И когда некоторые представители данного контингента приходили пообщаться, то мне как комиссару приходилось выдерживать определенный натиск, но разговаривал, убеждал и улаживал непростые ситуации.

Запомнилась поездка на практику на Горьковский автозавод. Предприятие очень большое – целый городок, с дорогами, светофорами. Ездили на два месяца после третьего курса, работали в сменах, в том числе в ночную. Делали рамы для капотов и для крыльев машин ГАЗ-3307. Рядом с цехом, где мы работали, был закрытый цех, в котором делали первые «Газели», которые тогда нам казались практически чудом техники.

Большое впечатление произвели преподаватели вуза. В первую очередь, Юрия Васильевича Григорьева, который был моим научным руководителем и вел профильную дисциплину специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Но есть много и других, которых не могу не назвать. Юрий Иванович Хойнов вел метрологию, знакомил с приборами, учил работать на них и при этом давал много ценных жизненных советов. Николай Александрович Супрунов был очень грамотным специалистом в области проектирования, Татьяна Васильевна Сокольская – в области программирования. Александр Николаевич Лабутин, много лет проработавший деканом факультета химической техники и кибернетики, вел у нас моделирование. Александр Петрович Самарский преподавал нам дисциплины, связанные с диагностикой и техническими средствами автоматизации. Анатолий Александрович Головушкин вел теорию автоматического управления.

Мне повезло с преподавателями, и не случайно я остался на родной кафедре технической кибернетики и автоматики после окончания института, к тому времени реорганизованного в академию.

Как Вы приняли решение остаться в ИГХТА?

В 1994 году я окончил вуз с отличием, был ленинским стипендиатом во время учебы. В дипломе не было ни одной «четверки». Уже учась на третьем курсе, начал заниматься научной работой с Юрием Васильевичем Григорьевым. У него была очень интересная тема, связанная с теорией многомерных пространств, а именно, что пространство, которое нас окружает – одиннадцатимерное. С положениями, доказывающими эту теорию, Ю. В. Григорьев выступал на ученом совете вуза, но не получил одобрения. В то же время именно эта пространственная теория помогла нам с Ю. В. Григорьевым разработать алгоритм многомерного взвешивания, который лег в основу построения самонастраивающихся алгоритмов регулирования. После окончания вуза казалось естественным поступить в аспирантуру и продолжить заниматься данной тематикой.

Кто был Вашим научным руководителем в аспирантуре?

Юрий Васильевич Григорьев, который в свое время заведовал кафедрой технической кибернетики и автоматики. Он внес очень большой вклад в мое становление и развитие. Я называл его вторым папой.Он помог сформировать тему моих научных интересов, связанных с разработкой самонастраивающихся алгоритмов управления и исследования их работоспособности в микропроцессорных информационно-управляющих системах, созданием виртуальных лабораторий (АРМ разработчика виртуальных приборов LabWIEV). К сожалению, Юрий Васильевич уже ушел из жизни.

Кандидатская диссертация была написана в срок, и в 1998 году состоялась ее защита в Ивановском государственном энергетическом университете.

А как Вы начали преподавательскую деятельность?

Когда я учился на последнем курсе института, то никогда не думал, что свяжу свою жизнь с преподаванием.

Но, еще учась в очной аспирантуре, я преподавал в рамках аспирантской педагогической практики. Параллельно с учебой работал на полставки инженером-программистом. Наталия Роальдовна Кокина предложила мне провести курсы обучения программированию. Тогда это было, что называется, «в тренде». Информатизация начинала развиваться, стали появляться компьютеры, а пользоваться ими мало кто умел. Эти курсы были интересны и для молодежи, и для людей старшего возраста. В одной группе у меня были и шестнадцатилетние, и семидесятилетние слушатели. Выпустил несколько таких групп. Некоторым обучающимся пожилого возраста эта информация давалась непросто. Помню, как кто-то из них мне сказал: «Павел Николаевич, как Вы можете по двести раз с нами повторять одно и то же». У меня же здесь совпадало уважение к людям старшего возраста с пониманием своей ответственности за то, что нужно не просто отчитать часы, а реально научить тех, кто пришел за необходимыми им знаниями.

Отзывы слушателей о том, что хорошо разъясняю материал, результаты обучения заставили меня задуматься о том, чтобы дальнейшую свою жизнь связать с преподавательской деятельностью.

После защиты кандидатской диссертации я стал работать ассистентом, затем старшим преподавателем, уже с 1999 года – доцентом. С самого начала брался за освоение новых предметов, связанных с современной микропроцессорной техникой, активно внедрял современные интерактивные методики преподавания.

И параллельно с преподаванием началась Ваша административная работа…

Административная работа для меня началась с должности заместителя ответственного секретаря приемной комиссии. Пришел на нее по приглашению Наталии Роальдовны Кокиной, которая вместе с Зоей Николаевной Жуковой руководила приемной комиссией. В то время строго следили за ротацией руководства, осуществляющего прием в вуз, и поэтому новым ответственным секретарем назначили Нину Ивановну Пименову, а меня – ее заместителем. В приемной комиссии проработал с 1999 по 2005 годы.

Работа, связанная с набором, всегда непростая. Продумывали и внедряли в жизнь разные формы профессиональной ориентации, в том числе через организацию и проведение олимпиад для школьников. Каждый год были определенные трудности и с набором, и с повышением контрольных цифр приема, но все удавалось решать.

Одновременно с работой в приемной комиссии началась Ваша административная работа на факультете?

Да, в 1999 году мне предложили стать заместителем декана нашего факультета, который тогда назывался факультетом химической техники и кибернетики. Предложил декан Александр Николаевич Лабутин. Он к тому времени отработал два или три года в этой должности, и ему был нужен заместитель, потому что факультет развивался. Факультет наш в ИГХТУ «самый мужской», а на сегодня и самый большой.

Изображение материала
Заместитель декана. 2002 г.

Заместителем декана я проработал 15 лет, и вот уже 7 лет работаю в должности декана. При моем непосредственном участии с 1 сентября 2018 года в составе факультета были созданы кафедры информационных технологий и цифровой экономики, технологических машин и оборудования. С 1 октября 2018 года наш факультет получил новое название – факультет техники, управления и цифровой инфраструктуры, которое более полно отражает набор направлений и профилей подготовки и характер работы выпускников.

Изображение материала
Деканат факультета химической техники и кибернетики.
Слева направо: зам. декана П. Н. Грименицкий, зам. декана Г. В. Волкова,
декан А. Н. Лабутин, методист Г. Л. Бабурина.

На факультете всегда велась активная созидательная деятельность: были созданы и введены в эксплуатацию межфакультетский дисплейный класс и класс кафедры технической кибернетики и автоматики, спроектирована и введена в эксплуатацию комплексная лаборатория «Автоматизация и управление технологическими процессами» с современными средствами микропроцессорной техники.

Когда я начинал заниматься административной работой, бумажной и отчетной составляющей в ней было существенно меньше, чем сейчас. Это позволяло больше времени уделять непосредственно воспитательной работе со студентами.

Изображение материала
Комплексная лаборатория «Автоматизация и управление технологическими процессами»

А в чем на сегодня главные задачи, стоящие перед деканом?

Работа декана очень многогранная. Это образовательная, воспитательная, организационная, научная работа и работа по новому набору.

Принимая студента в вуз, мы сразу начинаем нести за него ответственность. Нужно обеспечить условия его обучения, довести до выпуска. Эта ответственность, в первую очередь, заведующего выпускающей кафедрой и декана факультета.

Работа декана – это работа с людьми: с преподавателями и студентами.У меня нет трудностей в общении с людьми. Стараюсь видеть положительные стороны, исходить из того, что нет нерешаемых вопросов. И в жизни, и в работе пока все получалось успешно решить. Иногда не все преподаватели понимают те задачи, которые сегодня ставятся перед высшей школой, но, как правило, удается найти правильные слова, чтобы они выстроили траекторию своей профессиональной деятельности в необходимом направлении.

Изображение материала
Выпуск 2017 г.

Мы гордимся тем, что у нас работают заслуженные преподаватели, составляющие научную элиту ИГХТУ. Особенно хотелось бы выделить заслуженного деятеля науки РФ, дважды лауреата премии Правительства РФ по науке и технике, почетного химика СССР, профессора Валерьяна Николаевича Блиничева, который и сейчас продолжает работать, давая нам пример, на который можно и нужно равняться.

Изображение материала
Поздравление В.Н. Блиничева с 80-летием. 2017 г.

Изображение материала
Встреча с ветеранами факультета в связи с 80-летием ИГХТУ. 2010 г.

Изображение материала
Поздравление на факультете с 8 Марта.
Слева направо: М.Ю. Колобов, П.Н. Грименицкий,
Р.Н. Румянцев, В. Ю. Невиницын, А.Г. Липин

Сейчас студенты стали как-то менее подготовленными к практическим сторонам жизни, как были мы в свои студенческие годы. Мои родители даже не знали, образно говоря, как двери в институт открываются. А многие из тех, кто учится сейчас, более «домашние». Им и будущую профессию выбирают родители, приводят поступать и даже после окончания вуза решают за них различные проблемы. Могу сказать, что для современных первокурсников выезд «на картошку» был бы жестким «квестом».

В то же время в чем-то студенты все-таки похожи независимо от времени, в которое проходит их обучение. Они азартны, энергичны, молоды, талантливы, требовательны.

Изображение материала
Со студентами на экскурсии на Тейковский ХБК

Изображение материала
Награждения в связи с 90-летием ИГХТУ. 2020 г.

Изображение материала
Преподаватели ИГХТУ – победители конкурса «Золотые имена высшей школы» 2020 года.
П.Н. Грименицкий и И.А. Астраханцева

Кого в ИГХТУ Вы назвали бы как знаковых людей?

Академик РАН, научный руководитель нашего вуза Оскар Иосифович Койфман – это целая эпоха в истории ИГХТУ: три срока работы ректором и восемь лет президентом университета. Талант, трудолюбие, организаторские способности Оскара Иосифовича достойны восхищения!

Хочу вспомнить Евгения Михайловича Румянцева и Юрия Германовича Воробьева, работавших проректорами, когда ректором был Ростислав Павлович Смирнов. Они очень много сделали для развития нашего вуза.

Что для Вас значит ИГХТУ?

ИГХТУ – это две трети моей жизни. Много это или мало? Сделано немало, но в планах сделать еще больше, есть интересные идеи, есть прекрасный коллектив факультета ТУиЦИ, так что будем идти вперед!

Изображение материала
С семьей. Февраль 2018 г.

Ивановский Химтех имеет особое значение и для моей семьи. Моя супруга окончила наш вуз, также кафедру технической кибернетики и автоматики, сейчас работает в Информационном центре ИГХТУ. Старший сын окончил ИГЭУ, в котором я защитил кандидатскую диссертацию, и сейчас работает инженером-технологом на предприятии концерна Росэнергоатом. Но ему всегда был интересен вуз, в котором учились и работают его родители. Дочь еще школьница, но уже интересуется направлениями подготовки ИГХТУ, возможнбудущем также свяжет с ним свою судьбу.

Я поступил в ИХТИ, окончил ИГХТА, работаю в ИГХТУ. С нашим вузом связаны лучшие 33 года моей жизни.

Беседовал А.А. Федотов
С другими публикациями по теме
можно ознакомиться на странице ]]>ИГХТУ в моей судьбе]]>